Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

39 шенным требованиям, неумению стать на позицию другого в семейной жизни. Такая ситуация от специалистов в области семейной психологии требует более глубокого понимания про- цессов, происходящих в семье, с целью более эффективной под- готовки молодых людей к браку и будущей семейной жизни. Именно поэтому так важно уделять внимание вопросам подго- товки молодежи к семейной жизни. В настоящее время вопросы подготовки к семейной жизни в юношеском возрасте в науке рассматриваются в разных аспек- тах: социологическом (И. С. Кон, Ю. Г. Новиков, Р. Ш. Манна- деева и др.); психолого-педагогическом (Л. А. Богданович, Л. Е. Грекова, А. Б. Залкинд, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, О. Р. Кунц, Х. К. Курм, Б. Б. Малахов, Н. Б. Сельверова, А. Н. Шибаева и др.); физиологическом (Н. Г. Казанский, А. П. Краковский, Н. Н. Мед- ведев, Е. И. Пряхин, Ж. Д. Рапопорт и др.); этическом (Н. С. Ве- рещагина, Е. Б. Меерсон, Л. Г. Татарникова, Н. М. Ходаков, В. К. Церах, В. И. Штильбанс и др.). Воспитание будущего семьянина выделяется как один из аспектов социального формиро- вания личности (Н. В. Бестужев-Лада, В. В. Бойко, А. Г. Волков, С. И. Голод, И. С. Кон, А. С. Красовский, А. Г. Харчев, З. А. Янкова). Подготовка молодых людей к семейной жизни уже давно привлекает внимание науки. Необходимость решения проблемы подготовки юношества к брачно-семейным отношениям обуслов- лена самой исторической ситуацией, сложившейся в начале третьего тысячелетия и характеризующейся осознанием новой сис- темы ценностей, новой стратегией и тактикой поведения человека, а, следовательно, и новыми подходами к его образованию. В понятие готовности к созданию семьи включается целая система социально-психологических установок личности моло- дого человека, определяющая ее эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества. Для определения особенностей психологической готовно- сти к созданию семьи в студенческом возрасте использовался психодиагностический комплекс, состоящий из следующих ме- тодик: методика «Ценностные ориентации», тест на удовлетво- ренность (предполагаемым) браком, методика «Цветовой тест отношений», тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И. Ф. Юнда). В исследовании принимали участие 12 студенче-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=