Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

233 позволяют констатировать зависимость активности, инициатив- ности детей от открытости-закрытости педагога по отношению к себе. В. А. Ситаровым, В. Г. Мараловым, было доказано: педа- гог позитивно, адекватно не воспринимающий себя, реализует на практике, в большинстве случаев, учебно-дисциплинарную модель [1, с. 95]. Последняя, в свою очередь, формирует у детей исполнительство, создавая преграды для проявления самоцен- ной познавательной, творческой активности. Позитивное приня- тие педагогом самого себя есть не что иное, как уверенность в своем поведении, поступках, оценках. Человек, с высоким, но не завышенным ощущением самоценности не боится «уронить» свой авторитет при обращении к ребенку за помощью, тем са- мым подспудно признавая высокую ценность ребенка, его начи- наний, возможность быть самим собой [2, с. 38]. Таким образом, позитивное принятие педагогом, взрослым себя обуславливает позитивное принятие ребенком самого себя. Позитивная открытость ребенка самому себе становится воз- можной посредством позитивной открытости субъектов образо- вательного процесса по отношению к значимым другим в диа- дах «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок». Согласно Л. В. Ко- ломийченко, «… «другой» имеет решающее значение в станов- лении сознания, эмоций, социальной активности человека, по- знания смысла своего существования, собственной сущности, рефлексии…» [3, с. 18]. Позитивная открытость педагога де- тям способствует проявлению у детей стремления к творчеству, оригинальности, самостоятельности, является условием гармо- низации коммуникативных эмоций [4, с. 107] , усиления способ- ности самоопределяться [1, с. 100]. Немаловажным является позитивная открытость дошколь- ников друг другу. Проявление дружеских чувств между сверстни- ками, доверие во взаимоотношениях, чувство симпатии, уважения, радости за другого, чувства участия определяют высокие показате- ли способности к творческому мышлению. В то время как нега- тивная эмоциональная открытость дошкольников друг другу сдерживает проявления творческой активности [5, с. 120]. Таким образом, реализация данного аспекта принципа по- зитивной открытости становится возможной, если:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=