Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

230 нально- идентификация, формирование как личности и т.д., очень важны для здорового и развивающегося общества, про- гресса государства и всех его сфер деятельности. Все основания для данного процесса закладываются изначально в семье как наиболее малого социального института, в выбранных методах воспитания. Поэтому очень важной становится проблема психо- логического здоровья детей. Наша статья посвящена рассмотре- нию роли семьи в сохранении психологического здоровья и обу- чаемости детей с ограниченными возможностями здоровья. А именно детей младшего школьного возраста. Среди наиболее известных исследователей проблемы психологического здоровья можно отметить В. А. Ананьева, Б. С. Братусь, И. Н. Гурвича, А. Н. Леонтьева, В. Э. Пахалья- на, А. М. Степанова, В. В. Давыдова, О. В. Хухлаеву, Г. С. Никифорова, Д. Б. Эльконина и другие. «Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или не- здоровье ребёнка неразрывно связано с климатом семьи, и за- висит от характера взаимоотношений в семье, а обучаемость с психологической атмосферой в социуме, а именно в школь- ном коллективе» [1]. Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позво- ляющие детям вести полноценную жизнь. Для эмоционального благополучия ребенка младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья остается чрезвычайно важным, чувствует ли он в семье, что его любят, значим ли он для родителей или нет, как он сам относит- ся к родителям. Только (или почти только) семья способна дать ребенку полноценное психологическое здоровье, разумеется, семья полноценная. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений и психологическим здоровьем самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Эмоциональное благополучие, как и ровное и счастливое детство, возможно только в счастливом доме. Больше всего бла- гополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чув-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=