Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
228 5–7 минут. При подборе заданий осуществлялся индивидуаль- ный подход к каждому ребенку с учетом его речевых и психо- физиологических возможностей. Задания предложенного комплекса были скомпонованы по трем блокам в зависимости от направлений логопедической ра- боты. В первый блоке родителям предлагалось проработать за- дания на развитие пассивного словаря ребенка. В него вошли задания типа: «Покажи, где ... ?», «Выбери», «Подбери картин- ку», «Раздели» и др. Материал второго блока направлен на акуа- лизацию словарного запаса и перевода лексики из пассивного словаря в активный. Актуализацию родители осуществляли с помощью следующих заданий: «Чье это жилище», « Кто как пе- редвигается», «Кто как ест», «Кто что умеет делать», «Добавь слово», «Придумай слово», «Скажи наоборот (найти антони- мы)», «Сравни», «Закончи предложение», «Скажи по-другому (найти синонимы)». Задания на непосредственное развитие ак- тивного словаря были сконцентрированы в третьем блоке. Роди- тели использовали следующие игры и упражнения: «Расскажи про…», «Объясни значения слов», «Придумай загадку», «Объ- ясни», «Путаница», «Что изменилось», «Опиши…», «Мечта- тель», «Что перепутал художник». В соответствии со структурой представленного комплекса нами сначала родителями применялись задания, направленные на расширение пассивного словаря, затем задания, способст- вующие расширению активного словаря и, в заключении, зада- ния, направленные на актуализацию словарного запаса. Использование родителями компьютерных технологий да- ло ряд преимуществ по сравнению с традиционными видами работы над словарем. Повысилась мотивация дошкольников, которые всегда с радостью приветствовали технологические но- винки, фокус их внимания смещался с однообразной, повто- ряющейся работы на необычные и непривычные способы пополнения словарного запаса. Логопедическая работа с применением данного комплекса заданий позволила качественно и количественно обогатить лек- сический запас дошкольников с общим недоразвитием речи. После реализации описанного комплекса у детей наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса, дети ак-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=