Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

221 потребностей; – поддержка в ходе самоисследования, самоана- лиза, работа над собой; – помощь ребенку в самоутверждении, самовыражении [5]. Особый интерес вызывают исследования Н. Б. Крыловой, где она указывает на различие между процессом воспитания и поддержкой: «...педагогическая поддержка – это деятельность на уровне «личность-личность», когда общение «глаза в глаза» обнаруживает родство душ». Педагогическую поддержку Т. Анохина рассматривает как «систему средств, которые обеспечивают помощь детям в само- стоятельном индивидуальном выборе, а также помощь в пре- одолении препятствий самореализации в учебной, коммуника- тивной, трудовой и творческой деятельности»[3]. Н. Б. Крылова говорит о поддержке как о высокотехноло- гичной психологоемкой деятельности педагога, исключающей традиционный подход к педагогической работе как к воздейст- вию на воспитуемого. Главная задача педагога при реализации средств педагогической поддержки – устранение препятствий или отклонений, мешающих самостоятельному продвижению в воспитании, обучении и саморазвитии. Педагогическая под- держка индивидуальна, направлена на конкретного дошкольни- ка, но предполагает процесс совместного с ним преодоления препятствий, мешающих ему самостоятельно достичь результа- тов. Собирая все внешние воздействия, аккумулируя их в себе, в собственном «Я», ребенок переходит в новое качественное состояние, когда способен сформировать собственные пред- ставления о жизни и цели, и начинает действовать иначе, чем вчера, уже не по внешним стимулам, а по внутренним убежде- ниям («интересно, хочу и могу для себя и для других»). Основ- ными принципами обеспечения педагогической поддержки (и, в частности, поддержки социализации) являются: – согласие воспитуемого на помощь и поддержку; – опора на силы и потенциальные возможности личности; – вера в возможности ребенка; – ориентация на способность ребенка самостоятельно пре- одолевать препятствия; – сотрудничество, содействие; – доброжелательность и безоценочность;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=