Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

212 онтьев, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Л. А. Венгер). В процессе познавательной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использова- нии разнообразных средств. В познавательной деятельности развиваются способности к целеполаганию и волевому усилию, произвольной организации деятельности. В педагогических работах А. П. Усова, Т. А. Репина и др. придается важнейшее значение детским отношениям, склады- вающимся в процессе познавательной деятельности, благодаря особой группе качеств, проявляющихся во взаимодействии де- тей со сверстниками. С ростом осознанности своей роли во взаимодействии более сложными становятся социальные качества дошкольников. Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста имеет социализирующий характер. Социализация представляет собой многоаспектный процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром [4]. Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного ми- ра и отношений между людьми. Вопросы внутреннего самоопределения ребенка, соотно- шения внешних воздействий и внутренних условий их реализа- ции, механизмы социального развития отражены в трудах С. Л. Рубинштейна, В. Н. Мясищева, А. В. Запорожца, А. В. Муд- рика, И. С. Кона. По мнению современных педагогов и социологов, социаль- ное развитие личности происходит по двум взаимосвязанным линиям: социализация – овладение детьми общественным опы- том, и индивидуализация – приобретение самостоятельности и относительной автономии. Опираясь на выводы ученых, можно считать, что соци- альное развитие детей дошкольного возраста осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры. Накопленный в отношениях начальный социальный опыт

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=