Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
211 и социально адаптированных людей. По мере освоения культур- ных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит социальное развитие детей, способных оце- нивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими. Познавательная деятельность является одним из действенных средств развития, которое, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, формирование первичных представ- лений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойст- вах и отношениях объектов окружающего мира [6]. Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня обнаруживаются труд- ности социализации старших дошкольников посредством позна- вательной деятельности. Исследование процесса социализации в современных российских условиях показало, что при всем внедрении познавательной деятельности в дошкольное образо- вание, основное внимание уделяется традиционной парадигме. Где личность формируется только как объект воздействия, по заданному образцу правил, а также наблюдается больший перевес в сторону обучения детей и подготовки их к школе, чем ориен- тация на познавательную деятельность ребенка старшего до- школьного возраста [5, 477]. Проблема развития познавательной деятельности волнова- ла великих педагогов и психологов в разные времена. Так, на- пример, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Джон Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную деятельность как есте- ственное стремление учащихся к познанию. Современные оте- чественные педагоги и психологи Занков Л.В., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и многие другие также большое внимание уделяют изучению особенностей познавательной дея- тельности и способов ее активизации у старших дошкольников. Познавательная деятельность развивает умственные и нравст- венные способности детей (А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Л. А. Парембская, Я. З. Неверович). Особое значение познава- тельная деятельность имеет для развития у детей ручных навы- ков и интеллектуальных умений. Важнейшая из функций познавательной деятельности это интеграция во время ее осуществления процессов мышления, воображения и творчества детей дошкольного возраста (А. Н. Ле-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=