Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
208 ответственную модель поведения. Девочки же, раньше взрослея, острее чувствуют на себе этот процесс [8, с. 371]. Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, носящих возрастной характер, является неадекватное отношение к смерти. Особенностью детского понимания смерти является двойственность смерти и бытия. В сознании происхо- дит как бы раздвоение: с одной стороны, подросток видит себя в гробу, горько оплакиваемого родственниками, с другой стороны, предполагает, что может быть свидетелем собственных похо- рон. Свою «временную» гибель подросток воспринимает как способ воздействия на значимых близких. Только к концу под- росткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни [10, с. 567]. В подростковом возрасте возникновению суицидального по- ведения способствуют депрессивные состояния, которые проявля- ются иначе, чем у взрослых: печальное настроение, чувство скуки, чувство усталости, нарушение сна, соматические жалобы, неусид- чивость, беспокойство, фиксация внимания на мелочах, чрезмер- ная эмоциональность, замкнутость, рассеянное внимание, агрес- сивное поведение, непослушание, злоупотребление алкоголем или наркотиками, плохая успеваемость, прогулы школы [7, с. 140]. У подростков, как правило, нет совпадения конечной цели самоубийства – смерти – и его психологического смысла. Неза- висимо от формулировки, более половины суицидов – это об- ращение к другому человеку, причем значимому другому. Под- ростком руководит не желание умереть, а желание повлиять на другого [6, с. 77]. Подводя итоги, отметим специфичные для подростков про- явления: • у подростков нет по настоящему осмысленной картины смерти. Взрослый человек осознает, что смерть – это конец жизни, а подросток до конца не понимает этого. Для них это в какой-то мере виртуальная игра; • для подростков важны три сферы: семья, школа, ровесники; • причина самоубийства в подростковом возрасте может быть на первый взгляд незначительной, пустяковой или даже случайной; • у подростков могут отсутствовать стадии, предшествую- щие собственно суициду, т. е. идеи и намерения;
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=