Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

204 Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диаг- ностических методик, позволяющих установить наличие и харак- тер учебно-познавательных потребностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения. К примеру, это такие методики как: «Познавательная потребность» В. С. Юрке- вич, тест «Направленность на приобретение знаний» Е. П. Иль- ина, Н. А. Кудрюкова, «Изучение мотивов учения» Г. Н. Казан- цевой, «Оценка школьной мотивации» Н. Г. Лускановой, «Мотивация к успеху» Т. Эллерса. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, психолог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению. Для повышения успеваемости и качества знаний, преодо- ления отставания школьников в учебе необходимо применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с тем, чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к учебе, вырабатывать стремление к преодолению встречающихся учебных трудностей. Работы по формированию учебной успешности школьни- ков, будет проходить успешно, если удается реализовать сле- дующие педагогические условия: 1) сформировать мотивационно-ценностное содержание учебной успешности школьников, отраженное в иерархии мотивов учебной деятельности, где преобладающими стали учебно-позна- вательные мотивы, и в повышении общей мотивации к успеху; 2) обогатить содержание когнитивного критерия, включив- шего осознание и понимание категорий успешности, ключевых компетентностей и универсальных учебных действий, повышение удовлетворенности учебной деятельностью в целом и ее отдель- ными содержательными аспектами (общение с одноклассника- ми, учебный процесс, быт, досуг и здоровье), а также принятие ситуаций успеха в качестве основного целеполагающего компо- нента любой деятельности; 3) сформировать деятельностно-рефлексивную составляющую учебной успешности, выраженную в высокой общей интерналь- ности и интернальности относительно различных сфер жизни (достижения, неудачи, состояние здоровья), а также в навыках планирования и целеполагания, способностях применения клю- чевых компетентностей и универсальных учебных действий

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=