Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

200 общего результата. Вместе с тем потребность в общении и ха- рактер отношений зависят и от партнера по общению, от того, с кем общается ребенок. По мнению М. И. Лисиной, процесс развития у детей речи как средства общения, испытывает влияние многих факторов. Определяющую роль в развитии речевых навыков служат факторы коммуникативного характера. Коммуникативные факторы влияют на становление речевой деятельности детей в любом возрасте и при любом речевом нарушении, излагает М. И. Лисина. При не- достаточном общении ребенка со взрослыми и сверстниками темп развития психических и когнитивных процессов у них значительно замедляется. Такое взаимодействие может играть решающую роль в становлении речевого развития ребенка. В коррекции общения детей старшего дошкольного возрас- та с общим недоразвитием речи важную роль играет не только образовательное учреждение, но семья. Родителям необходимо учитывать то, что ведущей деятельностью их ребенка является игра, и, соответственно, все занятия проводить в игровой форме. Им необходимо способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём создания ситуации довери- тельного, откровенного общения с ребенком и между собой. Нужно стараться быть для ребенка примером позитивного (кон- структивного) общения: адекватно реагировать на разные си- туации, встречающиеся в жизни, правильно показывать своё отношение к чему-либо и к кому-либо, эмоционально откли- каться на ситуацию, прорисовывать верные подходы к решению проблем различного рода, представлять способы разрешения конфликтов; следить за своими жестами, выражениями, мими- кой, пантомимикой, уметь слушать и слышать и т.д. Также сле- дует активизировать детей к знакомству и взаимодействию со сверстниками, учить дружить, уважать и дорожить своими друзьями, проявлять инициативу в самых разных видах деятель- ности. Постараться развить у ребенка организаторские способ- ности (самое главное, в игровой деятельности). Родителям необходимо научиться организовывать свобод- ное время и совместный с детьми досуг (устраивать семейные и другие праздники, походы, прогулки, посещение театров, му- зеев); найти общие семейные интересы и увлечения (коллекцио-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=