Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
195 ная, богатая и образная речь окружающих ребенка людей и их речевое общение с ребенком. Совсем по-другому, когда есть отклонение от нормы при усвоении словарного запаса. Наиболее важным является не количественная характеристика словарного запаса, а умение ребенка использовать имеющуюся лексику, образовывать новые слова различными способами, умение соче- тать эти слова в соответствии с грамматическими нормами рус- ского языка. С целью выявления особенностей словарного запаса и кор- рекции этих особенностей, нами была проведена исследователь- ская работа на базе МОУ «Ревякинская средняя школа». Было выявлено, что лексический запас у детей с ринолалией не соот- ветствует количественным и качественным показателям возрастной нормы. В частности отмечен недостаток глагольного словаря, описательной лексики, наибольшие трудности у детей вызвало употребление обобщающих слов, подбор антонимов и особенно подбор синонимов. Для полноценного речевого развития ребенка с ринолали- ей, необходимы значительные усилия со стороны семьи ребен- ка. В процессе коррекционно-развивающей работы, нами были задействованы потенциальные возможности семьи. Семья вос- питывающая ребенка с ринолалией выполняет ряд специфиче- ских функций. Во-первых, реабилитационно-восстановительная функция. Родители должны следовать рекомендациям специалистов и оп- тимизировать психическое и физическое состояние ребенка. Ло- гопедическая работа по развитию лексики детей с ринолалией подразумевает задействование в данном процессе членов семьи такого ребенка. Родители вместе с ребенком выполняют упраж- нения, в процессе занятия контролируют речевое дыхание и ак- центируют внимание ребенка на нем. Во-вторых, функция эмоционального принятия. Родители, воспитывающие ребенка с ринолалией, должны принять его та- ким какой он есть. Поддерживать его во всех направлениях дея- тельности. Задачей родителей ребенка с ринолалией является создание благоприятной эмоциональной атмосферы, в которой ребенок не будет боятся речевых ситуаций, а наоборот активно идти на контакт с окружающими его людьми.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=