Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
181 неадекватной самооценки и притязаний, специфические трудно- сти в общении с людьми. Н. В. Мазурова и В. М. Акимушкин указывают на наличие повышенной тревожности, неврозов, страхов у детей с сенсорными нарушениями [2]. Поскольку такие дети ранимы и чувствительны, испыты- вают повышенную внушаемость, чрезмерную тревожность, ложь помогает им справиться со всеми этими качествами и за- ставляет их асоциальными методами добиваться желаемого. Она проявляется как один из механизмов психологической защиты. Нарушение зрения сдерживает формирование активных по- зиций, снижает уровень самостоятельности, ведет к появлению замкнутости, необщительности. При сверхопеке со стороны взрослых наблюдается снижение устремлений подростка к са- мопроявлению в элементарных формах самообслуживания, в дальнейшем осложнений в формировании личности. Одним из связующих звеньев системы сопровождения яв- ляются родители. Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микрокультурных цен- ностей – религиозных, этических нравственных, но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер. Необходимо выстраивание определенной системы ра- боты с родителями подростков, которая поможет родителям по- нять свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пере- смотреть систему взаимодействия со своим ребенком. В контексте нашего исследования психологическое сопро- вождение семьи, имеющей подростка с нарушением зрения, склонного ко лжи мы рассматриваем как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи детям, родите- лям в решении задач развития личности, воспитания, социали- зации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано. Субъектами психологического сопровождения семьи уча- щихся являются: медицинские работники (врач офтальмолог); классный руководитель; психолог; социальный педагог; дефек- толог; родители учеников. Объектом психологического сопровождения является се- мья, имеющая ребенка с нарушением зрения, у которого уже есть свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, други-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=