Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
175 Данное нарушение развития серьезным образом ограничивает знакомство ребенка с окружающим миром, которое является источником первых конкретных знаний и тех радостных пере- живаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Ю. В. Федоренко, Т. В. Слюсарская, Н. А. Дунаева и О. И. Кокорева отмечают, что склонность детей с недостатком зрения к чисто словесному знакомству с окружающим особенно опасна, т.к. образные представления действительности, форми- рующиеся на основе вербальных знаний, не дают ребенку адек- ватного восприятия мира. В результате в процессе обучения об- наруживаются бедность знаний, пониженный уровень развития психических процессов, что подчеркивает необходимость управления процессом восприятия слабовидящих детей путем применения специальных методических приемов, ведущих к осмысленному рассматриванию, стремлению находить сущест- венное в объекте или изображении, используя не только зрение, но и все сохранные анализаторы [3]. В. П. Ермаков отмечает: «Мы сейчас так привыкли к изо- бражению, что мгновенно схватываем его смысл. Между тем было время, когда прочитывание изображения (даже самого простейшего) представляло трудности» [2]. При этом он под- черкивает, что все виды изображений обладают свойствами зна- ковой системы, вот почему их восприятию и пониманию надо учиться. Невозможно переоценить роль семьи в приобщении ребен- ка с ограниченными возможностями здоровья к книге. Однако социологические исследования показывают, что недостаток свободного времени у нынешних родителей, их занятость, низ- кий уровень культуры приводят к тому, что взрослые не успе- вают или не считают нужным читать ребенку. Такие дети, как правило, не любят читать, не умеют воспринимать книгу. Педагог, безусловно, является более компетентным челове- ком в вопросах подбора книг, поэтому необходима совместная работа специального учреждения и семьи, которая будет спо- собствовать формированию у детей с нарушением зрения инте- реса к литературе. Сотрудничество должно быть направлено на сохранение роли книги, чтения как одного из основных источ- ников развития и сильнейшего средства воспитания в семье. Для
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=