Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
171 окружающая среда) являются наиболее привычными и поэтому комфортными для психического развития. Если с этой точки зрения проанализировать семью, то можно с уверенностью ска- зать, что семья призвана «построить фундамент» развития по- знавательной сферы личности. Конструирование – одно из самых любимых детских по- знавательных занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным способом познавательного развития для детей. Конструирование создает необходимую основу всестороннего развития ребенка. Конструктивная деятельность способствует формированию образного мышления, чувства красоты, вообра- жения и ловкости, внимания и целеустремленности [5, с. 188]. Особую роль семьи в развитии конструктивной деятельности старших дошкольников с ЗПР играет речевое сопровождение процесса: анализ образца, оречвление замысла, совместное пла- нирование последовательности деятельности, словесный отчет с анализом результата [2, с. 114]. В процессе усвоения навыков конструирования складывается умение последовательно обследовать изображаемые предметы и образцы конструкции, выделять составные части и устанавливать их взаимное расположение, соотносить модель и реальный отра- жаемый объект. Все это способствует овладению старшими до- школьниками с ЗПР внешними ориентировочными действиями и последующему переводу их в план восприятия [7, с. 97]. Конструирование занимает значительное место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Занятия с элементами художественно- конструктивной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кро- ме того, художественно-конструктивная деятельность выполняет терапевтическую функцию для детей: способствует отвлечению от грустных мыслей, снимает страхи, способствует поднятию на- строения, обеспечивает положительное эмоциональное состоя- ние. Поэтому важно включить в педагогический процесс заня- тия художественно-творческой направленности [5, с. 34]. Совместная конструктивная деятельность детей и родите- лей играет большую роль в воспитании первоначальных навы- ков работы в коллективе: умения предварительно договориться,
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=