Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

168 стоянии зрительной депривации, развитие его самосознания, что и будет являться основой для дальнейшего самоопределения личности. В этом сложном для детей возрасте, невозможно пе- реоценить роль родителей, особенно матери, её внимательность и чуткость к изменениям во взаимоотношениях с ребенком, а также готовность к расширению личностного пространства и уходу от назидательности, опеки в отношениях в пользу отноше- ний сотрудничества и сотворчества [2]. К сожалению, если само- стоятельность, инициативность ребенка с нарушением зрения в силу тех или иных причин не формируется и не поддерживается матерью должным образом, то это негативно сказывается на всём дальнейшем ходе его развития, приводя к снижению самооценки, психоэмоциональному неблагополучию, вызывая наиболее рас- пространённые виды эмоциональных расстройств: тревожные и депрессивные, служащие индикаторами стрессового состояния. В результате всестороннего психологического изучения личностных особенностей родителей детей с нарушением зрения было выявлено, что под воздействием длительного психотрав- мирующего стресса они претерпевают изменения, выражаемые в определенной степени личностных нарушений. Одновременно исследование межличностных и внутрисемейных взаимоотно- шений свидетельствует об их деформирующем влиянии на ре- бенка с отклонениями в развитии, супругу или супруга, других членов семьи или чужих лиц. В связи с этим большая часть об- следованных родителей рассматривает свои внутрисемейные отношения как неоптимальные. .[3] С целью определения характера реакций родителей на сло- жившуюся психогенную ситуацию (рождение в семье ребенка с нарушением зрения) нами была разработана диагностическая программа, направленная на изучение психических свойств, как родителей, так и детей со зрительной депривацией. В нашем исследовании у детей с нарушением зрения были выявлены нарушения во взаимодействии с родителями. В качестве критерия оценки детско-родительских отношений использова- лась эмоциональная (позитивная или негативная) апелляция детей к родителям в продуктах деятельности, а также оценка ими отношений с родителями. Данные, полученные в процессе наблюдений, анализа результатов экспериментальных методик

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=