Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
163 Роль семьи в решении задач воспитания ребёнка с умствен- ной отсталостью исключительна. Семья как общественный ин- ститут способствует развитию процессов социальной адаптации ребенка. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окру- жающем мире, осваивает культуру поведения и нравственно – культурные ценности. Процесс воспитания и включения лиц с умственной отсталостью в социальные контакты и связи имеет особую специфику: детям с отклонениями в умственном разви- тии нужны не только внимание, любовь и забота родителей, но и их компетентные советы и помощь. Успешность социальной адаптации и жизнеустройства таких детей, их всестороннее раз- витие и подготовка к общественно полезному труду в значи- тельной мере зависит от воспитательного потенциала семьи и характера внутрисемейных взаимоотношений. Для повышения эффективности профессиональной ориентации подростка с ум- ственной отсталостью необходимым является включение в этот процесс родителей, способных создать благоприятные домаш- ние условия для его профессионального становления [5]. Реали- зация этой задачи возможна при условии организации психоло- гического сопровождения такой семьи, на основе «…интеграции сфер понимания, взаимодействия и общения, наиболее полно представленной во взаимосвязи социального и эмоционального интеллекта» [4]. Психологическое сопровождение профессиональной ори- ентации подростков с умственной отсталостью в семье включа- ет в себя: 1) консолидацию семьи и школы; 2) создание благоприятного психологического климата при проведении профориентационной работы, положительного эмо- ционального фона отношений старшеклассников с педагогами, членами их семей, сверстниками в процессе совместной дея- тельности; 3) проведение анкетирования учащихся и родителей по проблеме профессионального самоопределения школьным пси- хологом; 4) родительский всеобуч по проблеме формирования го- товности учащихся к профессиональному самоопределению;
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=