Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
159 Межличностные отношения у ребенка формируются по- средством совместной деятельности и взаимоотношений ребенка в семье. В общении с любой группой: сверстников, педагогов, родителей, ребенок занимает определенную позицию [1]. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) снижена потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстника- ми. Новые люди, которые появляются в их жизни, привлекают их внимание меньше, чем новый предмет. Если у такого ребенка появляются трудности при выполнении какой-либо работы, то ему проще просто прекратить что-либо делать, чем обраться за помощью к взрослому человеку. Дети с ЗПР почти не стремятся получить от взрослого оценку своих качеств в развернутой фор- ме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференциро- ванных определений, а также непосредственное эмоциональное одобрение. Несмотря на то, что такие дети по собственной ини- циативе крайне редко обращаются за одобрением к взрослым, но в большинстве своем они очень чувствительны к ласке, со- чувствию, доброжелательному отношению [2]. В нашем исследовании мы рассматривали особенности меж- личностных отношений детей в муниципальном бюджетом учреж- дении города Тулы. В исследовании приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического разви- тия: пять мальчиков и три девочки. Нами была разработана диаг- ностическая программа, направленная на изучение межличност- ных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. В состав программы входили следующие методики: «Капитан ко- рабля» (Е. О. Смирнова), «Два домика» (Т. Д. Марцинковская), диагностика социального интеллекта «Картинки» (Дж. Гилфорд), «Диагностика коммуникативно-речевых умений дошкольников» (И. Д. Коненкова), методика наблюдения за межличностными от- ношениями детей дошкольного возраста (сб. В. М. Холмогорова). Проводя обследование, мы фиксировали все ответы детей, учиты- вали контактность ребенка, понимание ребенком речи, умение от- вечать на вопросы, степень развернутости ответов, умение форму- лировать вопросы. По итогам проведенной диагностической работы были полу- чены следующие результаты:
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=