Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

156 О. А. Никитина , студент факультета психологии, russia_baby71@mail.ru Н. А. Пешкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н.Толстого» (г. Тула, Россия) na_peshkova@mail.ru РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СЕМЬЕ Ведущий вид деятельности ребенка старшего дошкольного возраста – игровая. Но в этот период жизни его уже готовят к школьному обучению. Одной из важных составляющих успешной учебы является хорошо развитая память. В психологии память оп- ределяют как «… запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, све- дений, навыков» [1], «…процессы организации и сохранения про- шлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания» [2]. Старшему дошкольнику с задержкой психического разви- тия необходимо уделять намного больше времени и сил, чем его нормально развивающемуся сверстнику. Как известно, у таких детей снижен объем памяти, прочность запоминания недостаточно большая. Непроизвольное запоминание намного преобладает над произвольным. Также отмечается недоразвитие долговременной памяти – предоставляемая информация с трудом в полном объеме откладывается в мозге и большая часть теряется при её воспро- изведении. Зрительная память, как правило, наиболее развита по сравнению с речевой и слуховой. Особо сильно страдают такие приемы запоминания как группировка, классификация. При своевременной правильно подобранной коррекцион- ной программе можно таких детей развить до нормы или, как минимум, приблизить их к этому уровню. Безусловно, большое значение имеет учитель-дефектолог, но немало важную роль играют их родители. Ведь именно в семейном окружении фор-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=