Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

151 дальнейшего психического развития ребенка и психотерапевти- ческую атмосферу в семье. Жизнь семьи, воспитывающей аутичного ребенка, во мно- гом отличается от жизни других семей. Все выходы такой семьи в мир автоматически ограничиваются: ребенка не принимают в детский сад, с ним нельзя пойти в гости, принять гостей (ребе- нок не понятен и не предсказуем), он избирателен в еде, навыки самообслуживания долго не прививаются. Это происходит и в силу неприятия самим ребенком любых изменений [3]. Все вышеперечисленное влечет за собой вторичную изоля- цию от мира и, если не проводить специальных коррекционных мероприятий, то пропасть, отделяющая ребенка от других лю- дей, с течением времени становится все шире. Опыт специалистов показывает, что, несмотря на тяжесть нарушений, в части случаев возможна успешная социализация таких детей – приобретение навыков самостоятельной жизни и овладения достаточно сложными профессиями. Важно под- черкнуть, что даже в самых тяжелых случаях упорная целена- правленная работа всегда дает положительную динамику: ребёнок может стать более адаптированным, общительным и самостоя- тельным в кругу близких ему людей [7]. И конечно, центром всей команды является сама семья. Не- возможно помочь такому ребенку, если позиция его самых близких людей лишь пассивно-страдательна. Как уже говори- лось, развитие ребенка в целом искажено, и для его выправле- ния необходима специальная организация всей жизни, должны быть продуманы все мелочи бытовых ритуалов. Особенно важ- ны постоянная эмоциональная поддержка близких и их стрем- ление двигаться вперед вместе с ребенком. Не следует говорить: «Мы не умеем, вы специалисты – вы и делайте, как надо». Кор- рекция такого ребенка – это даже не лечебное развивающее обучение, не работа с отдельными психическими сферами, про- блемами, функциями (восприятием, моторикой, памятью, мыш- лением или речью), а лечебное воспитание – постепенное осмысление вместе с ребенком каждодневной жизни, побужде- ние его к более активному взаимодействию, помощь в освоении им тех форм жизни, в которых эта активность может быть реа- лизована[4].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=