Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

15 торая объединяет не только супругов, но и близких родственни- ков, детей. Семья – это «исторически конкретная система взаи- моотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой, связаны брачными и родст- венными отношениями. То, что ребенок в детские годы приоб- ретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни [6]. Свой вклад в изучение роли семьи в формировании лично- сти ребенка внесли такие ученые, педагоги и психологи как: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Э. Эриксон, Дж. Боулби, М. Эйнсворт и многие другие. Теоретический анализ литературы показал, что важность семьи как фактора воспитания обусловлена тем, что в ней ре- бенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Семья – это первая школа общения ребенка. Именно в семье складыва- ются представления о добре и зле, о порядочности, об уважи- тельном отношении к старшему поколению. Чешский педагог- гуманист Ян Амос Каменский очень чётко отражает данную проблему в своем высказывании: «Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одежда- ми, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости» [2]. На современном этапе развития общества, семья, по мне- нию учёных (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Э. Эрик- сона), не всегда оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка, семья может так же выступать в качестве отрицательного фактора становления личности. Положительное влияние на личность проявляется в том, что никто кроме семьи не относится к ребенку лучше, не любит его и не заботится о нем, так как они. Одновременно с этим никакой другой соци- альный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании [4]. Став для ребенка микромоделью общества, семья оказыва- ется влиятельным фактором в выработке у него социальных установок и формирования его собственной жизненной пози- ции. Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=