Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
147 Исследование проходило на базе МБДОУ ДС № 137 ком- бинированного вида г. Тулы. Целью работы стало изучение уровня тревожности у детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста, а также теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование и раз- работка коррекционной работы, направленной на снижение чув- ства тревожности у данной категории детей в условиях семьи. Была разработана диагностическая программа, куда вошли следующие методики: «Кактус» графическая методика М. А. Панфиловой; шкала тревожности ребенка – Тест тревож- ности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо»; Тест «Несуществующее животное» Е. И. Рогова. Как показало исследование дети, имеющие нарушения речи, относятся к группам риска по преобладающим неврозам и тре- вожности в поведении. Это связано с тем, что тяжелые нарушения речи оказывают влияние на формирование личности ребенка. Как утверждалось выше, что развития личности важное значе- ние играет самооценка, но и речь является отражением действи- тельности. Ведь именно в речи проявляются особенности мыс- лительной деятельности, характера и темперамента. В ходе ис- следования было отмечено, что дети имеют достаточно высокий уровень тревожности. Результат показывает 40 % от общего количества, поскольку кактусы были довольно агрессивные, с острыми иглами. Но так же, чуть больше половины детей, име- ют средний уровень тревожности, что составляет 60 % от обще- го количества. Выраженность проявления тревожности в ситуа- циях речевого общения в большей степени зависит от характера речевого недоразвития. Так, у детей с заиканием наблюдается наиболее высокий уровень речевой тревожности, по сравнению с другими категориями исследованных детей, который может перерастать в логофобию. Стоит отметить, что полученные результаты выраженности тревожности у старших дошкольников с ОНР во многом указыва- ют на психические проблемы, которые имеются у семей, воспиты- вающих этих детей. Как известно, основой общения является речь. Наличие общего недоразвития речи у детей приводит к нарушени- ям межличностных отношений, а это в свою очередь создает серь- езные проблемы на пути их развития. Поэтому значимость се-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=