Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

140 действия в таких семьях, например, в большинстве случаев ау- тичный ребенок является единственным в семье, что связывают со страхом повторения диагноза у последующих детей. Также наблюдается снижение эмоционального контакта у ребенка с РАС и родителей [2]. С целью выявления особенностей взаимодействия ребенка с РАС с окружающим миров, в том числе с матерью нами было проведено исследование, в котором приняло участие пять семей, имеющих ребенка с расстройством аутистического спектра и со- путствующими нарушениями центральной нервной системы и речи. В качестве диагностического инструментария была ис- пользована методика В. В. Ткачевой «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми на- рушениями развития», методика В. В. Гордеевой «Выявление уровня развития культуры ребенка в общении с окружающими людьми в учебной и вне учебной деятельности», методика Ч. Осгуд «Карта наблюдений». Анализ результатов первой методики показал, что у 40 % детей наблюдается проявление послушания как стремление установить связь с матерью. При этом между ними не наблюдается эмоцио- нального контакта. У 40 % детей выявлено отсутствие теплых от- ношений с матерью, проявление к ней требовательности для удов- летворения собственных желаний. У остальных 20 % детей наблю- дается проявление ласки и нежности по отношению к матери. По результатам методики В. В. Гордеевой «Выявление уровня развития культуры ребенка в общении с окружающими людьми в учебной и вне учебной деятельности» удалось вы- явить, что у 60% детей низкий уровень развития навыков обще- ния с матерью, который проявляется в отсутствии стремления у ребенка первым установить контакт, а также в поддержании длительности контакта только при постоянной поддержке мате- ри. У 40 % детей наблюдается средний уровень развития навы- ков общения с матерью, который проявляется в частичном стремлении установки контакта с матерью. Стоит отметить, что у большинства детей желание установить контакт сводится лишь к использованию матери для удовлетворения собственных потребностей. И возникает оно лишь тогда, когда удовлетворе- ние этих потребностей становится неотложным.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=