Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

135 образовательном пространстве и приемы социокультурного разви- тия. Методика проведения предусматривала рассматривание картин по частям: вначале главное, затем детали, которые дети должны за- метить сами, родители вносили необходимые дополнения. В процессе рассматривания внимание детей и родителей обращалось на интерьер, фон, пейзаж. Вначале ребенок, потом взрослый образными словами выражал свое личное отношение к воспринимаемому. Затем проводилась беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее, в начале педагогом, а затем родителем, давался частичный речевой образец, и ребенку предла- галось рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Родителям давалась необходимая информация о требовани- ях к образцу. Образец должен учить последовательности изло- жения событий, правильному построению предложений и со- единению их друг с другом, отбору необходимой лексики, быть достаточно кратким, преподноситься живо, эмоционально. При отборе картин учитывались индивидуальные интересы ребенка, его способности, информацию о которых мы получали в процессе беседы с родителями. С родителями проводились рекомендательные беседы, в которых мы помогали не только выбрать конкретную картину, но и объясняли, как вызвать у ре- бенка интерес к ней и создать соответствующую установку для ее восприятия. По окончании занятия с детьми и родителями проводилась беседа, которая была направлена для первых на закрепление и углубление эмоциональных впечатлений, для вторых знаний о технологии работы в музейном образовательном пространстве и возможностях социокультурного развития ребенка в этом процессе. Музейное образовательное пространство в нашей эксперимен- тальной работе выполняло роль средства психического и социо- культурного развития детей с нарушением зрения. Оно не только играло роль «возбудителя творчества», но давало возможность воссоздать для ребенка точную картину окружающего мира. Благодаря этому музейное образовательное пространство выступало в качестве социализирующего фактора, способст-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=