Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

132 Нами было проведено исследование, целью которого явля- лось определить психолого-педагогические условия развития речи-описания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях семьи. Для выявления сформи- рованности описательной речи у детей с ОНР мы использовали диагностические задания: по описанию предмета, игрушки, опи- сание предметной и сюжетной картинки. Было выделено три уровня связных высказываний типа описания у старших дошкольников. Оптимальный уровень – ребенок отражает в рассказе причинно-следственную зависи- мость. Все основные признаки предмета раскрывает, указывает его функции и назначение. Соблюдается логическая последова- тельность в описании признаков предмета, смысловые и синтак- сические связи между фрагментами рассказа. Ребенок использу- ет различные языковые средства словесной характеристики предмета. Допустимый уровень – в рассказе отмечаются: незавер- шенность ряда микротем; возвращение к раннее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа но- сит неупорядоченный характер. Выявляются значительные лек- сические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений. Языковые средства языка использует недостаточ- но. Средний уровень высказываний типа описания был выявлен у 30% детей. Критический уровень – рассказ составлен по наводящим вопросам, с указанием на детали предмета. Ребенок перечисляет небольшое кол-во признаков предмета, не объединяя их в еди- ный связный текст, не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно. Низкий уровень развития описательной речи был зафиксирован у 70 % детей. Нами были определены два необходимых условия овладения связными высказываниями типа описания старшими дошко- льниками в условиях семьи. Первое из них состоит в органи- зации содержательного общения взрослых с детьми, в кото- ром выделяются качества и свойства предметов, детали кар- тин и происходит активизация словарного запаса дошкольни- ков. В реализации этого условия особую роль могут сыграть члены семьи ребенка.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=