Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

129 функции коры больших полушарий. Нарушения зрения в опре- деленной мере ограничивают возможности развития творческого воображения. Однако благодаря компенсаторным механизмам и восстановлению сенсорного развития, логическому мышле- нию, а также активному функционированию других психических функций слепые и слабовидящие могут достигать значительных результатов. Воображение как мотив деятельности играет глав- ную и существенную роль в процессах компенсации зрения и становления личности [3]. Формирование творческого воображения это длительный и непростой процесс. Немалую роль в формировании творче- ского воображения отводится тактильной книге. Это обуслав- ливает актуальность рассмотрения особенностей влияния так- тильной книги на воображение ребенка. Сказка в такой книге содержит и развивает в себе инструментарий детского вообра- жения и мышления, образует своеобразную систему анализа ребенком явлений действительности. Образы сказки функцио- нируют в коммуникации ребенка со всеми членами семьи. Так можно отметить основные функции тактильной книги. Она вводит ребёнка в социально-культурную среду через систе- му образов и отношений, организует мышление, помогает осво- ить технику чувствования, развивает эмоциональную сферу, развивает воображение и фантазию. Подобные развивающие пособия чаще всего предназначены для детей раннего возраста. Можно создать в условиях семьи что-то аналогичное, но для детей более старшего возраста. В ос- нову такой книги создают фигурки героев, выполненные из раз- личного природного материала (мягкий мех животных, круглые чешуйки рыб и так далее). Мы выделили три этапа в работе с тактильной книгой. 1 этап. Предполагает знакомство с пособием. Формирова- ние умения группировать картинки по признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений. Сравнение их между со- бой. Обучение приёмам обследования. Нахождение картинки по описанию. Детям предлагают найти пушистую картинку, колю- чую картинку; сравнить колючую и пушистую картинки; поду- мать, что гладите, чувствуя под ладошкой пушистую картинку, или колючую картинку?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=