Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
125 Было выделено три уровня ориентировки в пространстве у старших дошкольников. Оптимальный уровень – ребенок пра- вильно определяет стороны своего тела, местонахождение предметов от себя и от ребенка, напротив. Правильно выполняет повороты, по сигналу педагога (без ориентира), выполняет дви- жения в разные стороны. Пользуется пространственной терми- нологией при описании упражнения. Умеет определять про- странственные отношения предметов между собой. Ребенок разделяет лист бумаги на правую и левую стороны, правильно рисует фигуры по инструкции на левой и правой сторонах, в верхней и нижней частях листа. Допустимый уровень – правильно определяет стороны сво- его тела. Ошибается в определении местонахождение предметов справа и слева от него, но правильно определяет его спереди и сзади. Неправильно указывает направление по отношению к другому ребенку. Редко пользуется пространственной терми- нологией, не точно дифференцирует предлоги при описании уп- ражнений. Допускает ошибки при рисовании фигур по инструкции на левой и правой стороне, в верхней и нижней частях листа. Допустимый уровень ориентировки в пространстве был выявлен у 30 % детей. Критический уровень – ребенок не умеет не определять стороны своего тела, неправильно указывает местонахождение предметов по всем направлениям. Ребенок неправильно выпол- няет повороты в стороны по сигналу педагога, не использует терминологию при описании физических упражнений, не умеет определять пространственные отношения предметов между со- бой. Критический уровень развития ориентировки в пространст- ве был выявлен у 70 % детей. На основе анализа литературы, мы определили два необхо- димых условия для развития ориентировки в пространстве старшими дошкольниками в условиях семьи. Первое из них со- стоит в организации содержательного обучения детей, в кото- ром происходит освоение окружающей действительности, где выделяются сторон (лево, право) и направлений. В реализации этого условия особую роль могут сыграть члены семьи ребенка. Второе условие касается ознакомления детей с особенно- стями использования пространственной терминологии и осо-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=