Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

122 Родительство, по мнению А. Я. Варга, является довольно противоречивым состоянием человека, поскольку, с одной сто- роны, каждый родитель признает уникальность своего ребенка, а с другой − ребенок выступает предметом воспитания, заботы, подчас развития нереализованных желаний родителей [1]. Смирнова Е. О. пишет, что для развития положительных детско-родительских отношений взрослые должны обладать оп- ределенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимо- отношения с ребенком [8]. Л. С. Выготский отмечал, что для ребенка семья – это ог- ромный мир. В семье ребенок усваивает основные правила, нормы поведения, ценности, способы взаимоотношениями с со- циумом [2]. А. Я. Варга, А. И. Захарова, А. Е. Личко, В. И. Зацепин, В. Д. Цимбалюк выделяют такие стили воспитания как: демо- кратический, авторитарный и попустительский [3]. Демократический стиль предполагает учет интересов ре- бенка. Иначе этот стиль называется стилем согласия. Автори- тарный стиль предполагает навязывание ребенку своего мне- ния, т. е. это стиль подавления. Попустительский (либеральный) стиль предоставляет ребенка самому себе. Ребенок оценивает себя глазами взрослых, которые его воспитывают, поэтому его представления о себе могут быть искаженными. М. И. Лисина изучала процесс развития самосознания младших школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания [6]. Так, дети с точным представлением о себе вос- питываются в семьях, где родители уделяют им достаточное внимание, адекватно оценивают физические и умственные дан- ные своих детей, не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников. Таких детей поощряют не подарка- ми, а наказывают, чаще всего, отказом от общения. Н. В. Молчановой выявлено, что дети, у которых наблюда- ется заниженное представление, воспитываются в семьях, где с ними не занимаются, однако требуют послушания. Родители низко оценивают, упрекают, наказывают, не ждут успехов ни в школе, ни в дальнейшей жизни [7]. Адекватное и неадекватное поведение детей зависит от ус- ловий воспитания их в семье. Так, если к ребенку предъявляются

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=