Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

121 В. С. Забелина студент IV курса факультета психологии verochka234@mail.ru Научный руководитель – Н. А. Степанова , кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого» (г. Тула, Россия) ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в тече- ние всей жизни человека. Психологи относят самооценку к чис- лу личностных образований и изучают, как правило, как одну из сторон формирования личности. Самооценка, как отмечает А. И. Липкина, это оценка лич- ностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам [5]. В настоящее время в специальной психологии наблюдается усиление внимания исследователей к изучению особенностей личностного развития детей с задержкой психического развития (ЗПР). Анализ существующих исследований показывает, что в качестве значимого условия развития личности выступает само- оценка, которая, в свою очередь, влияет на поведение и деятель- ность ребенка и на его взаимоотношения с другими людьми. Н. А. Жулидовой, И. В. Коротенко, О. В. Защиринской и др., отмечается снижение критичности у младших школьников с ЗПР к себе, появление неадекватных, чаще завышенных само- оценок. Неадекватная самооценка характерна для многих детей с ЗПР младшего школьного возраста. Детско-родительские от- ношения являются одним из основных факторов, оказывающих влияние на самооценку ребёнка в этот период [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=