Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

12 ростью образования временной связи» [7, с. 334]. К зарубежным исследователям учебных умений можно отнести Э. Торндайка, который считал, что основой оценки интеллекта должна высту- пать способность к усвоению более сложного материала или способность более быстрого усвоения некоторого материала, т. е. обучаемость [1, с. 138]. Так же, в отечественной и зарубеж- ной психолого-педагогической литературе учебными умениями занимались такие ученые, как Б. Г. Ананьев, А. К. Маркова, Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Ю. В. Карпов, А. Я. Иванова, Р. Дж. Стернберг, Л. М. Веккер и т.д. Действиям самоконтроля и контроля со стороны родителей в обучении принадлежит особая роль, поскольку овладение эти- ми действиями характеризует всю учебную деятельность как управляемый ребенком и семьей процесс. Все учебные умения можно разделить на две группы: Специальные (узко предметные) учебные умения, которые формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным об- разом в этом предмете и отчасти в смежных предметах. Общие учебные умения, которые формируются у учащихся не только при изучении определенного предмета, но и в других областях знаний, в повседневной жизни [5, с. 23]. Проявление формирования общих учебных умений млад- ших подростков в процессе обучения и взаимодействия с семьей характеризуется разносторонним развитием учебно-интеллекту- альных общих учебных умений, таких как распределение и ус- тойчивость внимания, опосредованное запоминание, логическое мышление; учебно-организационных общих учебных умений – субъективный контроль; учебно-коммуникативных общих учеб- ных умений – коммуникативные и организаторские способности. Основные условия реализации формирования общих учеб- ных умений младших подростков: поиск и апробирование ме- тодов и приемов формирования общих учебных умений, кор- ректировка и развитие общих учебных умений при помощи коррекционно-развивающей программы; обеспечение мотива- ции и стимулирования педагогов к совершенствованию работы по формированию общих учебных умений и навыков младших подростков; вовлечение родителей младших подростков в про-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=