Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

119 ния. При условии, что требования родителей и педагогов будут согласованы и систематизированы, ребенок добьется больших успехов в овладении своим поведением. Как в дошкольном учреждении, так и в семье должны соз- даваться и поддерживаться условия, в которых произвольность и воля будут развиваться. Речь идет в первую очередь о внеси- туативно-личностном общении со взрослым, его поддержке и участии в жизни ребенка с положительной эмоциональной ок- раской и в необходимом ему объеме. Эмоциональный подъем у ребенка вызывает прежде всего игровая деятельность. Детская игра во всем ее многообразии, с участием, как сверстников, так и взрослых, может обеспечить ребенку возможность развивать и тренировать произвольное и волевое поведение, применяя на практике полученные знания и навыки [3]. Можно условно выделить в работе над развитием волевого поведения детей с нарушениями зрения в игровой деятельности следующие этапы: понимание, принятие и удерживание правил игры; составление программы игровой деятельности ребенком; контроль и самоконтроль игровых действий и поведения. Для реализации первого этапа подходят такие игры, как действия по образцу или показу, подвижные игры с проговари- ванием правил, игры направленные на понимание и принятие словесной инструкции («Море волнуется», «Два Мороза», «Зер- кало», «Закрась по образцу», «Повтори за мной» и др.). На втором этапе используют игры на установление последовательности действий, составление плана действий и самостоятельной регу- ляции движений и поведения. («Соедини по порядку», «Разложи картинки», «Рассказ по картинке», «Замени словечко» и др.). Третий этап включает подбор игр направленных на развитие навыков самоконтроля и поведения, умения соотносить собст- венные игровые действия с действиями других («Сравни с об- разцом», «Объясни ошибку», «Что не верно» и др.). Участие дошкольников в играх c правилами способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Игры также влияют на развитие самостоятельности детей. Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=