Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

114 О. В. Гордова, студент факультета психологии, ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (г. Тула, Россия) ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Когда в семье рождается ребенок, перед ней появляются новые задачи, главной из которых является воспитание и разви- тие ребенка. Семья играет главную роль в воспитании ребенка, а родители являются первыми воспитателями. Рождение ребен- ка с нарушением зрения меняет уклад жизни всей семьи. Роди- тели испытывают эмоциональные проблемы, которые связаны с психологическим стрессом, пытаются их преодолеть, чтобы решать проблемы воспитания своего ребенка. Особенности отно- шения родителей к своему ребенку, отличающемуся от других де- тей, очень часто являются помехой для правильного воспитания. Формирование самооценки процесс долгий, но без него не- возможно развитие личности. Этот процесс протекает под лияянием со стороны окружающих, в первую очередь – семьи. Таким образом, родители являются главными направляющими в развитии самооценки у детей с нарушением зрения. По определению А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возмож- ностей, качеств и места среди других людей. От самооценки за- висят отношения человека с окружающими, его критичность, требования к себе, отношения к успехам и неудачам [2]. В психологии различают самооценку адекватную и неадек- ватную. Адекватная самооценка показывает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку соб- ственных способностей, свойств и качеств. Если мнение челове- ка о себе соотносится с тем, что он в действительности собой представляет, то говорят, что у него адекватная самооценка. Не- адекватная самооценка характеризует личность, чье представле- ние о себе далеко от настоящего. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе очень расходится с тем, каким его видят другие [1].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=