Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
112 Целью нашего исследования явилось изучение количест- венных и качественных показателей родительского отношения к детям с аутизмом в процессе их социально-бытовой ориентации. В исследовании приняло участие 15 матерей детей, имею- щих расстройство аутистического спектра. В блок «Диагностика родительского отношения» вошли следующие методики: методика диагностики отношения к бо- лезни ребенка (ДОБР; В.Е.Каган, И.П.Журавлева); тест роди- тельского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин); методика «Стра- тегии семейного воспитания» (Н. М. Рухленко); опросник для родителей «Определение степени важности социально-бытовых навыков и умений» (Е. А. Соломахина, И. А. Острейкова). По результатам методики «Диагностика отношения к бо- лезни ребенка» (В. Е. Каган, И. П. Журавлева) выявлено, что у большинства матерей отмечается высокое значение по шкалам «Интернальность» и «Тревога» (60% и 53% соответственно). Это означает, что у родителей проявляются выраженные тре- вожные реакции на болезнь ребенка, а причины болезни вос- принимаются как нечто, не зависящее от родителей: то, что они не могут контролировать и чем не могут управлять. По результатам теста родительского отношения (А. Я. Вар- га, В. В. Столин) у большинства родителей отмечаются высокие баллы по шкалам «Принятие/отвержение ребенка» (60%) и «Кооперация» (60%), что говорит о том, что у них выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ре- бенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивиду- альность, проявляет искренний интерес к тому, чем увлекается ребенок, старается быть на равных с ним. Наиболее низкие бал- лы отмечаются по шкале «Отношение к неудачам ребенка» (60%), что свидетельствует о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Исходя из данных, полученных с помощью методики «Стратегии семейного воспитания» (Н. М. Рухленко), можно сделать вывод о том, что преобладающим стилем семейного воспитания в большинстве семей (67%), воспитывающих детей с РАС, является авторитетный стиль. Это говорит об осознании родителями важности своей роли в воспитании ребенка и готов- ности пересматривать свои позиции, в разумных пределах.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=