Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

111 А. А. Голикова магистрант 2-го года обучения факультета психологии, Н. А. Степанова кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого» (г. Тула, Россия) anastasia94xxx@yandex.ru ИЗУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-АУТИСТА При нарушении психического развития меняется соотно- шение между направленной и спонтанной сторонами обучения. В жизни ребенка с отклонениями в развитии несравнимо больше специально организованного и гораздо меньше спонтанного обучения. Это относится и к формированию социально-бытовых навыков. Основная тяжесть работы по обучению детей с расстрой- ствами аутистического спектра ложится на плечи семьи. Рас- крытие его интеллектуального и личностного потенциала цели- ком зависит от тех условий (социальной ситуации развития), которые создают для этого его близкие [3]. За последние годы специалисты, работающие в области коррекционной педагогики и психопатологии детского возраста, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития. В частности, по данным N of One: Autism Research Foundation, в США в 1975 году превалентность РАС составляла 1/5000, а в 2014 году 1/45. Следовательно, частота встречаемости РАС за последние 40 лет возросла приблизительно в 55 раз [1]. Рассматривая особенности развития аутичного ребенка и те специфические трудности, с которыми сталкивается семья в различные возрастные периоды, необходимо отметить, что одним из важнейших направлений в обучении и воспитании ре- бенка с РАС, независимо от возраста или тяжести аутистическо- го дефекта, является его социально-бытовое сопровождение. Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой адаптации и ориентации необходимо для приспособления к усло- виям социальной среды и самостоятельной жизни в обществе.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=