Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

11 И. А. Ваньчкова, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (г. Тула, Россия) 79539537896@yandex.ru ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ШКОЛЫ Актуальность проблемы формирования общих учебных умений младших подростков приобретает особое значение в со- временной психолого-педагогической практике. Учебные уме- ния основываются на целой совокупности организационных, интеллектуальных, информационных, коммуникативных ка- честв школьника. При формировании общих учебных умений необходимо учесть интеллектуальные, физические, психологические осо- бенности каждого ребенка, уважение и принятие ребенка как личности, что соответствует гуманистической направленности педагогической деятельности. Необходимо применять психоло- гические знания, технологии, методы и приемы, соответствую- щие критериям психологизации образовательного процесса и взаимодействия семьи и школы. В психолого-педагогической литературе нет однозначного подхода к определению понятия учебное умение. Н. А. Менчин- ская в более поздних своих работах рассматривала учебные умения «прежде всего, как совокупность интеллектуальных свойств человека, восприимчивость к помощи, активность лич- ности самого школьника» [6, с. 223]. Б. В. Зейгарник говорит, что общие учебные умения это «…потенциальная возможность к овладению новыми знаниями в содружественной «со взрос- лыми» работе» [3, с. 120]. З. И. Калмыкова трактует общие учеб- ные умения как «...совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном ра- венстве других необходимых условий зависит продуктивность учебной деятельности» [4, с. 97]. В. Д. Небылицын считает, что учебные умения психофизиологически соотносятся с «динамич- ностью, т. е. скоростью образования условных рефлексов, ско-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=