Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
109 о собственном теле формируются позже, что обуславливает осо- бенности в формировании пространственных представлений у таких дошкольников. Важно как можно раньше выявить дан- ные особенности и начать их коррекцию, так как пространст- венные представления являют собой основу для социальной адаптации и способности к школьному обучению. Огромную роль в этом вопросе играет семья, так как в первые годы жизни ребенок развивается преимущественно в семье. Изучением особенностей пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи занимались такие ученые как Е. М. Мастюкова, Л. С. Цветкова, А. П. Воронова, О. В. Трошин. А. П. Воронова отмечает, что дошкольники с общим недо- развитием речи часто имеют низкий уровень развития буквен- ного гнозиса. Испытывают трудности в различении нормально- го и зеркального письма, назывании и сравнении графически похожих букв, не узнают наложенные друг на друга буквы. Также дети испытывают сложности при дифференциации поня- тий «справа» и «слева». Дети затрудняются в понимании пред- логов и наречий, отражающих пространственные отношения (над, под, около, спереди, сзади, сверху, снизу). При использо- вании в речи прилагательных могут заменить одно слово дру- гим. Например, слова «широкий – узкий» заменяются словами «большой – маленький». Также трудности вызывают задания на конструирование по образцу. Рисунки детей с общим недораз- витием речи отличаются примитивностью и небольшим количе- ством деталей. При срисовывании дети копируют рисунок справа налево. Также характерно неточное расположение фрагментов и их деталей. Имеет место копирование только правой части фигуры. Наблюдаются трудности в ориентировке на тетрадном листе. Это выражается в не выделении красной строки и не соблюдении полей. Вызывает трудности разделение листа на несколько столбиков. Недостаточность пространственных представлений нахо- дит отражение и при рассматривании сюжетных картинок. Дети рассматривают картинку преимущественно слева направо и сни- зу вверх. Это приводит к тому, что при рассказе по картинке
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=