Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

106 ся количеством детей с пониженной обучаемостью, в том числе и детей с задержкой психического развития (ЗПР). На современном этапе уже недостаточно обеспечить овла- дение школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это озна- чает – научить их хотеть учиться [5]. Проблема формирования личностного смысла учения предполагает выход в мотивационную сферу личности, форми- рование готовности ребенка к постановке вопроса: «Зачем учусь?» – и способности дать ответ на этот вопрос. В любой школе вопрос о мотивации учения можно назвать одним из цен- тральных [4]. У детей с ЗПР не сформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика – в школе он будет играть, а не учиться. И.В. Крупенникова отмечает, что для младших школь- ников с ЗПР характерно снижение интереса к обучению, у них наблюдается низкий уровень саморегуляции, произвольной сферы, ученики испытывают трудности при планировании своей деятельности, у них значительно снижен самоконтроль. Уча- щиеся данной группы в большинстве случаев не могут справит- ся с трудностями, которые появляются у них при обучении, чаще реагирует неадекватными эмоциональными реакциями: злостью, обидой и соответственно снижение мотивации учения [3]. Осно- вой ликвидации пробелов в этом случае может стать только формирование положительной мотивации. Иными словами, по- мочь этим детям можно, не только помогая им сформулировать вопрос: «Зачем я учусь?», но и предлагая различные варианты ответа на него – путем развития интереса к изучаемой предмет- ной области, демонстрации важности и значимости предмета в их собственной жизни и т.д. [4]. Особенности мотивации учения младших школьников с за- держкой психического развития изучались Н. Л. Белопольской, Л. В. Кузнецовой, У. В. Ульенковой. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы не погасить стремление ребенка к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для его раз- вития, дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=