Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

94 с окружающими они могут, в зависимости от ситуации, использовать как соперничество, так и сотрудничество. Наконец, для 15 семей из 19 обсле- дуемых характерно несовпадение ролевых ожиданий и притязаний супру- гов в важнейших сферах семейной жизни. Необходимо отметить, что большинство обследуемых пар, выделяя значимые для совместной жизни интересы, потребности, взгляды и представления, ориентируются исклю- чительно на индивидуальный стиль межличностного взаимодействия в се- мье, что является, на наш взгляд, серьезным конфликтогеном. Сравнительный анализ результатов исследования, проведенных по методикам «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири и «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой, показал, что в ситуации межличностного взаимодействия супруги идеализируют своего партнера, переоценивая его личностные качества, а также выполнение партнером семейных обязанностей, что также может служить источником конфликт- ности отношений. При этом конфликтными для респондентов первой группы являются такие сферы взаимоотношений, как ревность (недоверие супругов), воспитание детей (система правил, требований), ролевые ожида- ния (выполнение обязанностей), отношения с родственниками и друзьями, автономия (независимость), нормы поведения в семье, проявление домини- рования одним из супругов (выделены по мере убывания значимости). Кроме того, нами было установлено, что в ситуациях возникновения конфликта супруги склонны считать, что повод для конфликта дал другой – супруг/суп- руга. Однако, в целом, по данным методики «Удовлетворенность браком» В. В. Столина, испытуемые первой группы считают свой брак скорее благо- получным, чем неблагоприятным (шкала удовлетворенности браком получи- ла оценку 28,2 балла). Мы считаем, что такая позиция может быть проявле- нием защитных механизмов, позволяющим супругам, идеализируя свои от- ношения, сохранять видимость благополучия для себя и окружающих. Прав- да это ни в коей мере не снижает высокий уровень конфликтности в данных семьях, а значит постоянное возникновение проблем и неумение/незнание способов их разрешения, что говорит о необходимости проведения психопро- филактической, психокоррекционной работы с данными семьями. Наши пред- положения подтверждаются данными корреляционного анализа (табл. 1). Результаты исследования второй группы (неконфликтные). Испы- туемые второй группы в ситуации межличностного взаимодействия прояв- ляют уверенность в себе, независимость, настойчивость в достижении це- ли. В отношениях с окружающими выражают искренность и непосредст- венность. Они хорошие наставники и организаторы. При этом испытуемые проявляют скромность, могут взять на себя чужие обязанности, часто ис- пытывают потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в признании. В ситуации межличностного взаимодействия стремятся к со- трудничеству, к проявлению и установлению дружелюбных отношений

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=