Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

89 Семья одна из важнейших социокультурных ценностей. В прочной и надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Се- мья духовно и физически развивает ребенка, обеспечивает первичную со- циализацию, создает атмосферу любви, взаимопонимания. Семья естест- венная часть жизни ребёнка, и, в силу возрастных особенностей, дети мо- гут не замечать, не понимать смысл семейных традиций, взаимоотноше- ний, межпоколенных связей. В статье остановимся на проблеме формиро- вания ценностных представлений о семье. Формирование у дошкольников ценностных представлений о семье относится к числу сложных и многоаспектных. Данный процесс строится с ориентацией на образное мировосприятие дошкольников, поддержку субъектной позиции детей в общении с педагогом, разностороннюю актуа- лизацию витагенного опыта детей, полифонизм деятельностных средств, что предполагает самореализацию каждого в игровой, театрализованной, изобразительной и других видах деятельности. В Содержание педагогической работы включает в себя ряд направлений: 1. «Семья в жизни человека» – обогащение представлений детей о семье в целом и ее составе. Для реализации этого направления целесооб- разно организовывать следующие формы работы: занятия на темы «Семьи бывают разные», «Семейные династии»; выставки; семейный клуб; изда- тельство книги «Моя семья как сказка»; круглый стол «Права и обязанности каждого члена семьи»; семейный проект «Моя семья»; музыкальные вечера, праздники «Праздник семьи»; совместные походы «Дружим семьями». 2. «Прошлое семьи» – расширение представлений детей о прошлом семьи, ее родословной, обычаях и традициях, заложенных в семье и пере- дающихся из поколения в поколение. Для осуществления такой работы следует организовывать: семейные встречи; выставки; оформление альбо- ма; викторины «Семья знатоков»; концерты «День Матери», «8-е марта», «День защитника отечества»; семейный клуб; конкурсы семейных проек- тов, презентации; экскурсии в музей «Духовное родство идет из старины»; музыкально-литературные встречи; составление родословной семьи и др. 3. «Развитие семьи» – обогащение представлений детей о том, что мир семьи развивается, появляются новые члены, увеличивается состав семьи. Для этого целесообразно использовать следующие формы организации рабо- ты с детьми и родителями: беседы с использованием видеоматериалов; се- мейные проекты на тему «История семьи»; организация викторин «Кто больше?» (команды детей и родителей соревнуются в знаниях всех своих родственников); экскурсии в музей «Семья в далеком прошлом», ценностно- смысловое общение, направленное на развитие ценностных представлений о семье средствами разных видов искусства (Н. С. Ежкова). 4. «Состав семьи» – развитие представлений детей о наличии и харак- тере связи между членами семьи. Для реализации этой формы работы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=