Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

87 гополучия детей и их социального анамнеза, сопоставляя особенности по- ведения ребенка в различных ситуациях, а также – различные причины влияющие на дезадаптацию, учитывая особенности проживания и развития детей в условиях асоциальных семей определяется рядом параметров. Таблица 2 Параметры Благоприятный Неблагоприятный Характеристика семьи Семья полная, т. е. есть отец или близкие (бли- жайшие) родственники Семья неполная, когда мать (отец) живет с ре- бенком одна (один). У ребёнка нет родителей Образовательный уровень членов семьи Высшее или среднее об- разование Нет образования Психологический климат семьи Отношения между члена- ми семьи дружные, нет вредных привычек Отношения грубые, в се- мье преобладают вредные привычки Санитарно-гигиентические условия содержания мест жительства, предметов ухода и одежды ребенка Удовлетворительные Неудовлетворительные Детская виктимность, как специфическое сочетание эндогенных и эк- зогенных факторов, проявляется в принятии ребенком позиции жертвы. Не каждый ребенок потенциально или реально виктимный. Рост количест- ва виктимных детей и необходимость оказания им квалифицированной помощи – серьезная проблема, побудившая к поиску научно обоснованных средств и методов работы. Своевременная коррекция индивидуально- психологических и личностных девиаций, влияющих на формирование виктимности (неадекватности образа – Я и картины мира, эмоциональной напряженности, фрустрированности) позволяет уменьшить влияние внеш- них факторов, приводящих к утрате чувства безопасности и защищенности у детей [1, с.17] Особую обеспокоенность вызывают проблемы профилактики викти- мизации детей, живущих в дисфункциональных семьях. Наблюдается ухудшение соматического, нервно-психического и личностного здоровья детей: признаки латентной депрессии, склонность к деструктивному само- разрушающему поведению. Это повлекло за собой возрастание требований к адаптационным возможностям ребенка, показателем напряженности ко- торых на первоочерёдном уровне является тревога. Дети воспринимают мир не как широкое поле разнообразных возможностей самореализации, а как систему враждебных, направленных против него сил. Риск виктими- зации таких детей значительно выше, поскольку резко ограничены социо- культурные условия для личностного развития. Виктимогенная напряженность родителей и латентная виктимность также представляют серьезные препятствия в защите детей: скрывая факты

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=