Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

8 личностного интеллекта» – как способности осознавать себя в контексте целостного взгляда на человека (interpersonal intelligence, intrapersonal intelligence). Цель глубинной демократии в целом – «освобождение от ин- теллектуального рабства и включение в гуманитарные проекты». Наиболее развернуто особенности глубинного подхода раскрываются при сопостав- лении с поверхностным. Такой подход, по сути, аккумулирует современ- ные тренды в развитии образования, хотя внешне не столько интегрирует, сколько противопоставляет себя классическому подходу [4; 6]. Можно от- метить, что методы глубинного обучения задают множественные контек- сты осмысления: знание связывается друг с другом, формируя прочные «семантические» сети, которые извлекаются в процессе профессиональной деятельности и обучения с граздо большей эффективностью и продуктив- ностью, чем знания «вне контекста». В этом смысле глубинное обучение – вариант признанно эффективного, контекстно-ориентированного, экспири- ентального. «Глубинный учитель» выстраивает образовательную деятель- ность с учетом значимого для учащегося, организует учебные дискуссии, иные формы занятий, фокусируясь на жизненных вопросах и проблемах; осознает, что учитель не является единственным источником знаний; со- блюдает нравственные и этические нормы, стремится к социальной спра- ведливости; предлагает сотрудничество, работая с разными сообществами. Быть «глубинным учителем» означает понимать, что значит быть «глубин- ным учеником», нести ответственность за процесс и результаты обучения. «Поверхностный преподаватель» полагает, что «учащиеся учатся, как ду- мать, когда знают, о чем думать», что знания могут быть переданы студен- там непосредственно, без их обдумывания, не участвуя в поиске и осмыс- лении, учебный материал должен быть представлен от лица того, кто им владеет и полное освоение программы очень важно, т. к. поверхностные знания можно углубить, а неполные дополнить сложнее. Выделяют и тре- тий подход, прагматический, ориентированный на учебные успехи и на признание (strategic / achieving approach) – «хорошо организованная форма поверхностного подхода». Он ориентирован на получение (академическо- го) признания, то есть максимальных баллов при прохождении процедур оценивания учебных результатов, обучение выстраивается как игровая деятельность с целью повышения мотивации и повышения результатов обучения, но, если обучение перестает носить игровой характер, происхо- дит снижение его эффективности. Понятно, что в работе с семьями ни поверхностный, ни игровой под- ходы не оптимальны. Необходимо консультативно-ориентированное, раз- вивающее взаимодействие. В целом, характеристики, отличающие эффек- тивные обучающие отношения от неэффективных таковы: осведомлен- ность о том, какими знаниями владеют люди, к которым можно обратиться с вопросами (ориентация); возможность своевременно получить доступ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=