Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

76 ные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией со- циально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обо- гащением спектра культурных инициатив за счёт развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций. В то же время в обществе имеют место тенденции и процессы, негативно характеризую- щие сегодняшнюю социокультурную ситуацию. Образование и воспитание всегда реализуется в конкретных социо- культурных условиях, в разных контекстах. На каждом отрезке времени, например, каждое десятилетие, школа существует уже в ином социокуль- турном контексте. В настоящее время имеющиеся кризисные состояния современной социокультурной ситуации отражаются и на образовательно- воспитательном процессе школы: в результате влияния негативных средо- вых факторов на школу ухудшается культурно- нравственная атмосфера в массовой школе; есть необходимость восполнения для личностного роста детей недостающего им положительного нравственного опыта; возникла психологическая потребность детей в устранении дисгармонии, деформа- ций, появившихся под воздействием экстремальных условий жизни, в вос- становлении эмоционального равновесия детей и подростков Кризисные явления в современной социокультурной ситуации проявля- ются и в снижении качества образования, падении интереса школьников к учёбе, в росте правонарушений, в увеличении числа детей групп риска, в недостаточности материальных и финансовых средств, в нехватке специа- листов по работе с детьми в образовательной и культурной среде (вне шко- лы), особенно по работе с трудными подростками, с подростками отклоняю- щегося, асоциального поведения. Всё это говорит о влиянии социокуль- турной ситуации на образовательный процесс, личностное развитие детей и о необходимости учёта такого влияния . В связи с этим появилась потреб- ность в повышении роли школы как компенсирующего культурного меха- низма в личностном развитии детей. Современная школа не может существо- вать изолированно от окружающих её социальных институтов. Следователь- но, необходимо акцентировать внимание на микросоциуме и отношениях между субъектами образовательного процесса как на важнейших источни- ках духовного развития. Именно в актах взаимодействия личность обрета- ет своё человеческое, гуманистическое содержание. В настоящее время для успешного функционирования и развития современного образовательного учреждения большое значение приобретает социальное партнёрство, вы- строенное на системе педагогических идей, являющихся ключевыми для данной школы и актуальными для современной социокультурной и обра- зовательной ситуации. Термин «партнёрство» (от английского слова «part» – часть единого целого) обозначает систему взаимодействий и взаимоотношений, органи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=