Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

72 ет, что «необходимо отношение к образованию как к культурному процес- су, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и со- трудничество его участников в достижении целей их культурного самораз- вития, отношение к школе, как к целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитания человека культуры». Особую роль в системе ценностно-смысловой сферы личности имеют семейные ценности, закладывающие основу для построения, как своей бу- дущей семьи, так и для всего процесса жизнедеятельности субъекта. Исследование, проведенное еще в 1915 году, в Америке и в странах Европы среди детей и подростков 10–14-ти лет. В исследовании приняли участие 749 мальчиков и 841 девочка. Полученные результаты свидетель- ствуют о выборе испытуемыми общечеловеческих ценностей, о высокой значимости семейных ценностей. В качестве идеалов дети выбирали отца, мать, Господа, Государя и Государыню. Материальные блага выбирали более младшие испытуемые, а в подростковом возрасте, увеличивалась оценка качеств характера [19]. Проблема развития и формирования семейных ценностей в новых со- цио-культурных реалиях жизнедеятельности субъекта рассматривается исследователями с разных позиций. С.П.Акутина определяет семейные духовно-нравственные ценности как «мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании института семьи, ответственного брачного и семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре народов России, российского общества и государства».[5] О. М. Потаповская отмечает, что «изменившиеся социально-экономи- ческие условия и ситуация духовно-нравственного кризиса общества яви- лись первопричинами основной аксиологической проблемы современного семейного воспитания – смещения его ценностных приоритетов. В массо- вой практике семейного воспитания инструментально-прагматические ценности фактически вытеснили базовые, заглавные, сущностные ценно- сти. Такое изменение аксиологических приоритетов семейного воспитания на рубеже XX–XXI вв. стало одним из проявлений массовой рационализа- ции мировоззрения, существенного ослабления его глубинной, ценностно- смысловой составляющей и акцентирования компонентов инструменталь- но-прагматических» [11]. В настоящее время, на наш взгляд, развитие и формирование цен - ностей семьи у подрастающего поколения происходит в изменяющихся социально-политических условиях, трансформации социального инстит у- та семьи, попыток изменения традиционных ценностей росси йского на- рода. Семья, в психолого-педагогической науке, рассматривается как

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=