Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

71 В. Н. Чернышова Кандидат педагогических наук, доцент Российский новый университет (Москва, Россия) АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РЕАЛИЯХ Проблема теоретического анализа и эмрирического изучения изменения семейных ценностных установок и жизненных ориентиров россиян находит- ся в центре внимания психологов, педагогов, социологов, историков, культу- рологов . Данные исследования «Двадцать лет реформ глазами россиян», про- веденного Институтом социологии РАН в 2012 году, свидетельствуют о глу- боких преобразованиях в системе ценностей (в том числе, и семейных), лич- ностных смыслов, взглядов, норм поведения россиян [6]. Изменение семейных ценностных установок, жизненных ориентиров в современных социо-культурных реалиях жизнедеятельности субъекта, усиленных попыток внедрения прозападных ценностей, противоречащих традициям и духовным основам россиян, свидетельствуют об актуальности и остроте данной проблемы. С. Л. Рубинштейн рассматривал понятие ценностных ориентаций как основу отношений человека к миру, к самому себе, другим индивидам, от- мечая, что они составляют ядро мотивации и основу мировоззрения лич- ности, основу жизненной концепции каждого индивида и социальной группы [14]. В.Д.Шадриков, С.Б. Крымский, Г.В. Ожиганова, D.Elkins подчеркивали значение ценностно-нравственного ядра духовных способ- ностей [10]. А. Маслоу отмечал, что «всеобъемлющее определение разви- того Я или личности включает в себя систему ценностей, которая мергале- тизирует человека». Б. С. Братусь, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, Т. В. Корнилова и др. рассматривают формирование личностных ценнос- тей в процессе осознания самим субъектом смысла жизни [1, 2, 3, 4, 12, 13] Н. Е. Харламенкова выделяет специфику и сущность ценности в обраще- нии к своему внутреннему миру и в его понимании структурирования его, рассматривая проблему «Я» как особой ценности [18]. Е. В.Бондаревская исследует ценностно-смысловую сферу личности в аспектах культурологической концепции личностно-ориентированного образования, подчеркивая что «культурологический подход в нашем по- нимании – это видение образования сквозь призму понятия культуры, т. е. его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуро- сообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку». Е. В. Бондаревская отмеча-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=