Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

69 ностей. Это потребности в создании семьи; в сохранении традиций обще- ства, его институтов и ценностей; в следовании нормам нравственности; в воспитании своих детей; в заботе со стороны близких людей; в следова- нии традициям и нормам общества; потребность стать родителем; в заклю- чении брака; в любви; в проявлении заботы к другим людям; в проведении времени с близкими людьми. Задача состояла в том, что выяснить, какие из предложенных потребностей респонденты считаю социокультурными, т. е. неразрывно связанными с культурой общества. В результате анализа результатов, полученных в ходе опроса респон- дентов, сформировались три группы потребностей. Первая группа потреб- ностей включала потребности в создании семьи (70,83 % респондентов), в следовании сохранении традиций общества, его институтов и ценностей (68,23 %), следовании нормам нравственности (67,19 %), в воспитании сво- их детей (63,54 %), заботе со стороны близких людей (62,24 %). Эти по- требности были отмечены респондентами как наиболее важные для куль- туры общества, влияющие на все сферы социального взаимодействия лич- ности. Молодежь, в большинстве своем, понимает ценность семьи тради- ций общества, видит в этом культурное наследие, принимает нормы нрав- ственности, хочет создать семью и воспитывать своих детей, чувствовать заботу с их стороны. Выявленный контент свидетельствует о стремлении молодежью быть частью малой социальной группы, частью традиций общества. Здесь прояв- ляются важные для человека социальные потребности, обозначенные в теории Маслоу как потребности в принадлежности, потребности в любви. Эти потребности располагаются на третьей ступени пирамиды Маслоу, что свидетельствует о достаточно высоком уровне личностной осознанности [3]. Во вторую группу вошли потребности в следовании традициям и нор- мам общества (61,46 %), потребность стать родителем (61,46 %), в заклю- чение брака (60,94 %). Такой выбор отражает промежуточное положение в общем рейтинге потребностей, свидетельствуя о недостаточной усто й- чивости указанны потребностей и формируемых ценностей. Вероятно, респонденты видят трудности современного общества в следовании тра- дициям, задумываются об альтернативах заключения брака и потребности быть родителем. Однако больше половины опрошенных относят эти п о- требности к социокультурным, наделяя их важным для культуры общест- ва значением. В третьей группе оказались потребности в любви (56,25 %), в прояв- лении заботы к другим людям (56,25 %), в проведении времени с близкими людьми (53,91 %). Примерно каждый второй молодой человек не считает потребности в любви, в проявлении заботы к другим людям и проведении времени с близкими людьми социокультурными. Вероятно, эти потребно- сти молодежь относит к другой категории,– личностной.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=