Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

66 И здесь следует обратится к практике, которая показывает, что любая потребность субъекта жизнедеятельности – формируемое явление, а ее ис- токи чаще всего зарождаются в семье как первом институте социализа- ции личности. Семья, представляя собой социальную микросреду, создает опреде- ленные условия для формирования и развития способностей, свойств, ка- честв личности, специфики отношений индивида с окружающим миром, социальных и мировоззренческих ориентаций субъекта деятельности [3]. Иначе говоря, в семье ребенок получает не только первый социальный опыт, но и определенные установки, жизненные ориентиры на будущее. Если говорит о религиозных потребностях личности, то, как утверж- дает В. Трилльхааз, все религиозные впечатления ребенок получает, преж- де всего, в рамках семьи или через ее посредство. И это становится осно- вополагающим для последующей религиозной жизни этой личности [15]. В работе А. Маслоу отмечается, что именно семья способствует формиро- ванию установок, стереотипов религиозного сознания и поведения [10]. Аналогичные выводы делают и отечественные психологи, отмечая, что религиозное воспитание берет свое начало в семье, а сама семья рас- сматривается как наиболее важный, сильный и устойчивый канал форми- рования религиозной личности (Добренькова В., Калашников М., Крав- ченко А., Кузнецова И., Малахова И., Мануйлов Д., Майер А., Павлюк В., Носович В. и др.). В частности, отмечая значимость семьи в воспитании личности, в ее духовно-нравственном развитии, исследователи обращаются к функциям семьи, заявляя при этом, что семья обеспечивает личности возможность: – научиться социальным ролям в процессе социализации» [6]; – выработать социально одобряемые способы поведения [11; 14]; – на основе положительного влияния взаимоотношений в собственной семье позволяет сформировать собственные духовно-нравственные цен- ности и религиозность [9]. Как видно, многие ученые указывают на определяющую роль семьи в формировании религиозной потребности личности, ее духовности, нрав- ственных установок, что находит свое подтверждение в данных, получен- ных Кузнецовой И. А. экспериментальным путем. Исследователь убеди- тельно доказывает, что в семьях верующих родители, по сравнению с не- верующими, имеют более высокий уровень духовно-нравственных ценнос- тей, в большей степени руководствуются ими в жизненных ситуациях и в своем поведении; верующие дети в большей степени, чем дети неве- рующие, чувствуют эмоциональную близость, ориентированы на сотруд- ничество, оценивают свою семейную ситуацию как благоприятную, не ис- пытывают тревожности, конфликтности, чувства неполноценности и враж- дебности в семейной ситуации, они более оптимистичны и правдивы [9].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=