Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

65 некоторых важных социальных потребностей людей, а именно: в позна- нии мира, в творческой преобразующей деятельности, в общении и т. д. (В. И. Носович, 1975). Рассматривая вопросы, связанные с обращением человека к богу, фор- мированием религиозности, Л. Н. Митрохин отмечал, что здесь могут быть не только позитивные, но и негативные предпосылки. В частности, он указывал на то, что в конце XX-го столетия характер подавляющего числа религиозных обращений происходило под влиянием негативных социально-экономических и политических явлений, происходящих в российском обществе [12]. Сегодня эта проблема приобретает несколько другое осмысление, что можно объяснить не только объективными условия, связанными с особенно- стями социально-экономической и политической ситуациями в нашей стране, но и субъективными, где главным является рост патриотизма и личной ответ- ственности граждан за судьбу страны. Это говорит о том, что в сознании большинства людей происходит осмысление роли собственной личности в происходящих процессах и необходимости подготовки молодого поколе- ния, способного противостоять вызовам времени. И для многих людей ис- точником стойкости духа, стрессоустойчивости в это сложное время стано- вится вера: вера в человеческий разум и вера в бога. Именно поэтому в на- чале XXI веке рассматриваемая проблема не потеряла своей актуальности и достаточно подробно представлена в работах Бажан Т. А., Буслаевой Е. Л., Зотовой Г. А., Ильичевой И. М., Котенева А. В., Ожигановой Г. В. и др. Так Буслаева Е. Л., определяя религиозные потребности человека в качестве предмета научного исследования, делает вывод о том, что под данным феноменом понимается система психических явлений индивида (его идеи, представления, переживания, привычки, образы, установки, по- требности) через призму которых верующий человек в иллюзорной форме оценивает окружающий мир и свое собственное бытие [5]. Бажан Т. А., анализирую труды западных психологов, указывает на то, что общим в их работах является представление об изначальной рели- гиозности человека. В процессе проведенного анализа условно было выде- лено 3 группы представлений о религиозных потребностях: стремление человека к гармонии с бесконечным; стремление решить проблему смысла жизни и благоговейный трепет перед святым [4]. Далее исследователь при- водит точку зрения отечественных ученых, согласно которой религиозная потребность не является первичной потребностью, а формируется в про- цессе социализации личности [4]. Все это позволяет сделать вывод о необходимости актуализации во- просов, связанных с определением условий, обеспечивающих духовно- нравственное воспитание человека; с выявлением путей, способов, техно- логий формирования социально одобряемых потребностей человека, в це- лом, и религиозной потребности, в частности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=