Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
64 – поступательная сущность человека, которая обеспечивает ему пол- ноценное развитие и саморазвитие, усвоение социального опыта с целью преобразования собственной природы [7] и др. Как видно, главным в содержании понятия «духовность» является: ориентация на высшие общечеловеческие ценности, потребность в самораз- витии и готовность в преобразовании своей природы, ответственность за себя и других, что, в целом, характерно для высших потребностейличности. Современные исследователи, используя накопленный исторический опыт, связанный с формированием духовности, отмечают, что духовно развитый человек может осуществлять адекватные поступки, быть конгру- энтным, абсолютно точным по отношению к себе и другим. Развивая эту идею, Н. А. Пешкова отмечает, что духовность имеет тесную связь с уров- нем развития личности и формирует мировоззренческий и духовно- нравственный аспекты Я-концепции личности [13]. Безусловно, необходимы определенные условия и факторы, при ко- торых можно формировать тот уровень нравственности и духовности, ко- торый обеспечит личности восхождение к вершинам собственного разви- тия в соответствии с общечеловеческими ценностями, социально одобряе- мыми формами поведения и деятельности; проектирование позитивной Я-концепции. Практика показывает, что в этом процессе огромное значение для чело- века всегда имела религия. Религия в современных исследованиях рассмат- ривается как наиболее значимая часть духовной культуры, т. к. она выступает детерминирующим и культурообразующим фактором, оказывает сильнейшее влияние на все сферы жизнедеятельность человека, на содержание и формы всех духовной и материальной культуры современного общества. Такое представление о роли религии в воспитании духовно-нравст- венной личности актуализирует вопросы, связанные с формированием ее религиозной потребности. Вопрос о религиозной потребности человека в отечественной психо- логии получил свое особое звучание во второй половине XX-го столетия, что имеет исторический контекст. Большинство исследователей этого вре- мени (Малахова И. А., Митрохин Л. Н., Носович В. И., Павлюк В. В. и др.), анализируя понятие «религиозная потребность», сделали вывод о том, что это, прежде всего: – специфическая форма удовлетворения реальных социальных потреб- ностей людей, которые в силу тех или иных причин не у всех могут быть удовлетворены в нерелигиозной, светской форме (И.А. Малахова, 1980); – измененные, преобразованные (деформированные), обычные, здоро- вые человеческие потребности (В. В. Павлюк, 1976); – потребность в общении со сверхъестественными силами через пе- риодически возобновляющиеся культовые действия и удовлетворение
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=