Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

62 лыбельные игрушкам и т. д. Поэтому можно рекомендовать родителям всячески поддерживать музыкальное творчество ребенка, просить выпол- нить несложные творческие задания. Остановимся на методах музыкального воспитания в семье. Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании. Наглядно-слуховой метод – ос- новной метод музыкального воспитания. Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные детскому восп- риятию, с ясной мелодией, выразительным ритмом. Если ребенок растет в семье, где звучит наряду с легкой развлекательной музыкой и классическая и народная музыка, то он «проникается» ее интонациями, они становятся для него привычными. Ребенок накапливает слуховой опыт, учится различать смену настроений, тембры различных музыкальных инструментов. Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои пре- имущества. Дома в индивидуальной работе с детьми имеется возможность показать детям книги, репродукции, рассказывая о каком-либо музыкаль- ном произведении, и о его авторе; знакомя с народными обрядами и тра- дициями с использованием музыки. Репродукции картин в сочетании со звучащей музыкой, соответствующей по настроению обогащают представ- ления детей об искусстве. Практический метод (пение, игра на детских музыкальных инстру- ментах, музыкально-ритмические движения) позволяют ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества. Общеизвестно, что заинтересовать ребенка может только тот взрос- лый, который сам увлечен, только при условии общения с увлеченным му- зыкой взрослым ребенок постепенно признает музыкальные ценности. По- этому очень важно родителям проявлять заинтересованность в музыкаль- ных занятиях. Широко использовать игровые ситуации. Вместе с тем, не- обходимо соблюдать меру в занятиях, следить за тем, чтобы дети не пере- утомлялись, не начинали скучать. Музыка в семье может использоваться как в виде занятий, так и в бо- лее свободной форме – развлечение, самостоятельное музицирование, мо- жет звучать фоном для другой деятельности. Но в любом случае, незави- симо от специфики занятия, общение ребенка с музыкой должно прохо- дить в спокойной доброжелательной обстановке, а ребенок должен чувст- вовать себя уверенным и защищенным. Литература 1. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Боч- карев.– М., 1997. 2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский.– М.: Просвещение, 1991.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=