Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
61 ные способности, формируется музыкальная культура. Благодаря совре- менным техническим средствам ребенок имеет возможность слушать раз- нообразные музыкальные образцы в профессиональном исполнении и ка- чественном звучании. Среди всех видов музыкального исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Пение занимает ведущее место в системе музыкального воспитания детей дошкольного возраста. В сравнении с инструментальной музыкой – пение обладает большей си- лой эмоционального воздействия на ребенка, так как сочетает в себе и слово, и музыкальную интонацию. Отечественными педагогами-музыкантами накоплен огромный опыт формирования личности ребенка в процессе певческой деятельности. Та- кие педагоги как В. Н. Шацкая, Н. А. Метлов, А. Д. Войнова, Б. Л. Явор- ский, Н. А. Ветлугина, Н. Д. Орлова, Т. В. Волчанская и др. в своих рабо- тах дают теоретическое обоснование системы усвоения певческих навыков, предлагают методику практической работы с детьми разных возрастов, по- казывают влияние певческой деятельности на всестороннее развитие лично- сти ребенка. Родителям важно знать, что пение не тольковоспитывает эсте- тическое восприятие, эстетические чувства и формирует музыкальный вкус. Пение способствует интеллектуальному развитию ребенка, расширяет его кругозор, поскольку через слово расширяет мир представлений и увеличи- вает объем знаний об окружающей жизни. Пение следует рассматривать и как средство укрепления организма дошкольника: оно формирует пра- вильное дыхание, способствует укреплению легких и голосового аппарата. По мнению специалистов, пение представляет собой особую форму дыха- тельной гимнастики. Поэтому важно знать, что петь следует в чистом и проветриваемом помещении, летом полезно петь на открытом воздухе. Пев- ческая деятельность способствует и формированию правильной осанки. Игра на детских музыкальных инструментах также доступна ребенку. Во многих семьях имеются музыкальные инструменты-игрушки (металло- фон, ксилофон, дудочка, бубны, погремушки и др.). Родители могут вместе с детьми подбирать мелодии по слуху, аккомпанировать пению. Игра на детских музыкальных инструментах развивает не только музыкальные способности: звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма – она спо- собствует становлению и развитию таких волевых качеств как целеустрем- ленность, настойчивость, выдержка, усидчивость. Развивает сосредоточен- ность и память, тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук. Когда ребе- нок слышит и сопоставляет звучание различных инструментов, развивает- ся его мышление и аналитические способности. В семьях крайне редко занимаются с детьми музыкальным творчест- вом. Однако многие дети способны спонтанно творить, сочинять музыку: напевать во время игр, на прогулке; маршируя, отстукивать ритм, петь ко-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=