Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

60 во все времена подчеркивалось выдающимися философами и педагогами (Пифагор, Платон, Аристотель, Конфуций, Авиценна, Ф. Бэкон, Я. А. Ко- менский, Л. Толстой и др.). О необходимости раннего музыкального вос- питания ребенка писали В. М. Бехтерев, Б. М. Теплов. Как известно, лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Сегодня молодые работающие мамы имеют возможность до 3-х лет воспитывать ребенка дома, не отдавая в дошкольное учреждение. Однако, взяв на себя ответственную роль педагога, родители должны знать и понимать, на- сколько данный возрастной период важен для последующего развития ре- бенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые в даль- нейшем позволяют успешно развивать у детей музыкальные способности, приобщать их к музыкальному искусству, формировать потребность об- щения с ним. Родителям необходимо знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания ребенка в семье, понимать значение музыкаль- ного воспитания и повышать свой собственный уровень музыкальной культуры. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музы- кальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к искусству в целом и к музыке – в частности, ее общей культурой. Оче- видно, что все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В тех семьях, где родители понимают, какую незаменимую роль играет музыка для развития различных аспектов личности ребенка, какую радость и ду- ховное удовлетворение приносит детям, стараются дать ребенку музы- кальное образование, развить музыкальные способности. В этих семьях – с уважением относятся к музыкальному искусству, профессии музыканта, любят и слушают различные музыкальные произведения. В других семьях родители мало обеспокоены музыкальным воспитанием ребенка, даже с явно выраженными музыкальными задатками. Причины могут быть раз- ными: родители не видят практической пользы в занятиях музыкой, отно- сятся к музыкальному искусству лишь как к средству развлечения. В дан- ном случае сами родители имеют низкийуровень музыкальной культуры и, к сожалению, лишают ребенка счастья общения с подлинными творениями музыкального искусства. В таких семьях, как правило, ребенок слышит только, что называется, «легкую» музыку и то невысокого качества. Вместе с тем в семье имеются все возможности для организации раз- личных видов музыкальной деятельности (слушание, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные ценные звуковые впечатления, на основе которых развиваются музыкаль-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=